Как подготовиться к выступлению/докладу?
Доклад ради доклада вряд ли впечатлит слушателей. При подготовке к выступлению подумайте и ответьте для себя на некоторые вопросы.
1. Какова цель выступления?
Другими словами, что вы хотите своим докладом сказать. Для чего вы тратите время на его подготовку и на само выступление? Если у вас нет внятного ответа на данный вопрос, стоит задуматься, а нужен ли доклад вообще.
2. Какова аудитория?
Для кого вы готовите свое выступление? Это будут специалисты в освещаемой теме или новички? Молодежь или люди более солидного возраста? От этого зависит и стиль изложения, и используемые термины. Будет глупо засыпать новичков кучей непонятных слов или рассказывать азы настоящим профи.
3. Каков объект выступления?
Определите, о чем вы будете говорить. Все ваше выступление должно вести к этому объекту. Если вы говорите о солнце, все должно к нему возвращаться, не стоит переключатся на луну.
4. В чем актуальность доклада?
Почему об этом нужно говорить сегодня? Почему слушатели должны вас слушать? Пожалуй - это самые главные вопросы при подготовке выступления.
5. В чем заключается новизна темы?
Новизна и Актуальность - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.
Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново - как прогноз, сделанный Д.И. Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали).
Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?
6. Есть ли у вас план?
Продумайте план своего выступления. Сформулируйте выводы с четкой фиксацией главного и нового. В заключении подведите итог выступления.
7. Раздаточный материал.
Решите заранее, нужен он или нет.
Важно: раздаточные материалы не должны полностью дублировать текст доклада. Слушатель должен иметь возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли... Одна из целей любого выступления - чтобы что-то из сказанного осталось в голове слушателей. А для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти. Гигантской практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной.
8. Оформление доски.
Поработайте над оформлением слайдов. Часто красивые слайды не столько иллюстрируют материал, сколько прикрывают бедность содержания.
9. Что останется у слушателей:
Раздаточный материал: какой и сколько?
Собственные записи: какие и сколько? И что сделано вами по ходу доклада для того, чтобы записи слушателей не искажали авторский смысл?
Подготовка слайдов
Если вы хотите привлечь внимание не к своей церкви (служению и т.п.), а к тому, о чем собираетесь говорить, не украшайте слайды логотипами! Логотипы занимают 20-25% полезного пространства.
2. Не отображайте на слайдах текст выступления.
Слушатели быстро превратятся в читателя, если весь текст выступления будет на ваших слайдах. Некоторые даже успеют быстрее прочитать, чем вы расскажете и будут откровенно скучать.
Оставьте для слайдов ключевые слова - точки отсчета. Пусть ваше выступление станет расшифровкой этих слов.
3. Используйте анимацию.
Не надо выдавать весь список ключевых слов сразу. Пусть слова появляются постепенно, по ходу выступления. Это интригует и помогает удержать внимание аудитории.
4. Обратите внимание на графики и картинки.
Всем понятно, что наглядность - это хорошо. Но ваши сами должны четко представлять, какую смысловую нагрузку несут графики и иллюстрации. Картинка для красоты просто перегружает слайды и отвлекает внимание аудитории.
5. Будьте проще.
Разместите на слайде только самую важную информацию, без лишних витиеватостей. Это будет легче восприниматься слушателями и вы сами не запутаетесь во время выступления.
Как удержать внимание слушателей?
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи.
Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее.
Поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Время от времени переключайте внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.
Полезные ссылки:
Видео:
- Правило 10-20-30 в проведении презентаций от Гая Кавазаки
- Секреты выступлений Стива Джобса
- Как понравиться публике на примере Барака Обамы
- Поведение преподавателя
- 10 советов от Дональда Трампа о том, как выступать перед аудиторией
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Этапы создания презентаций
- Советы по оформлению слайдов
Джерело: Полезная информация для докладчиков | Христианство-онлайн 2010
Немає коментарів:
Дописати коментар